Служба содействия трудоустройству

Мы Вконтакте 

28.08.2017

Ольга Васильева - 59% выпускников девятых классов выбрали продолжение обучения в средне-профессиональных учебных заведениях

Ольга Васильева - 59% выпускников девятых классов выбрали продолжение обучения в средне-профессиональных учебных заведениях

28 августа на заседании правительства Глава Минобрнауки Ольга Васильева отметила: "В этом году 59% выпускников девятых классов выбрали продолжение обучения в средне-профессиональных учебных заведениях и избрали рабочие специальности, что очень важно".

Министр образования считает необходимым развивать систему профессиональных образовательных учреждений, прежде всего, для приоритетных отраслей экономики страны

Источник: http://проф-обр.рф



27.08.2017

В России возросло количество желающих освоить рабочую профессию

В России возросло количество желающих освоить рабочую профессию

Более 59 процентов выпускников девятых классов с сентября начнут учиться по профессиям или специальностям среднего профессионального образования.

В России растет число молодых людей, желающих освоить рабочую профессию или специальность среднего звена. Ожидается, что с нового учебного года к обучению по программам среднего профессионального образования приступят более 976 тыс. первокурсников, сообщается на портале russian.rt.

По данным мониторинга приемной кампании этого года, который провело Минобрнауки России, более 59 процентов выпускников девятых классов с сентября начнут учиться по профессиям или специальностям среднего профессионального образования (СПО). В 2016 – 2017 учебном году этот показатель составил 934 тыс. человек, в 2015 – 2016 — 910 тыс.

По итогам 2016 года самые популярные у молодых россиян профессии СПО – повар-кондитер, автомеханик, сварщик, тракторист-машинист сельхозпроизводства, парикмахер, электромонтер, продавец, мастер отделочных строительных работ, мастер по обработке цифровой информации и мастер общестроительных работ. Также многие хотят выучиться на машиниста локомотива и станочника в области металлообработки. Менее востребованы профессии машиниста крана, слесаря по ремонту строительных машин и портного.

В 2016 – 2017 учебном году по направлениям СПО проходили подготовку около 2,85 млн человек, в 2015 – 2016 учебном году — 2,73 млн.

«По данным демографов, в ближайшие годы нас ожидает прирост когорты пятнадцатилетних во всех субъектах Российской Федерации, что также повлияет на численность поступающих в колледжи и техникумы», – отметили в министерстве.

Источник: http://проф-обр.рф



27.08.2017

Зобнина: Система среднего профессионального образования в цифровую эпоху должна быть модульной

Маргарита Зобнина эксперт Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации и научно-технического развития, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», создатель курса ФРИИ по интернет-предпринимательству

Принятая в конце июля правительством России программа «Цифровая экономика» уделяет заметное внимание вопросу подготовки кадров. Во многом эту работу предстоит взять на себя нынешней системе высшего и среднего профессионального образования, для чего им придется подвергнуться существенной перестройке. О том, в каком направлении она должна идти, накануне 1 сентября — Дня знаний —рассказала эксперт Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации и научно-технического развития, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», создатель курса ФРИИ по интернет-предпринимательству Маргарита Зобнина.

«Требования цифровой экономики — это прежде всего требования к новым компетенциям: критическому анализу информации, умению находить и анализировать знания, общаться с другими людьми, —отметила Маргарита Зобнина. — В цифровую эпоху нужно уметь сотрудничать с разными компаниями, чтобы из них, как из кубиков «Лего», собирать разные проекты. Это хорошо видно на примере нашего курса интернет-предпринимательства. Если бы мы просто сами сделали его и сами преподавали, то мы бы надорвались, а сейчас благодаря тому, что мы сумели привлечь к проекту еще 135 вузов по всей России, удалось распространить этот курс на всю страну».

То, что для современного человечества гораздо важнее получать новые знания и навыки, очевидно для всех, кто ставит перед собой задачу скорейшего развития цифровой экономики. Но во многом, как считает Маргарита Зобнина, скорость этого процесса зависит от скорости, с которой готова перестраиваться национальная система образования: «Университеты сегодня остаются такими же, какими были век или два назад, что совершенно не соответствует требованиям времени. Отсюда переход к онлайн-образованию и масштабная критика системы образования. Преподаватель привык воспринимать себя как единственный источник знаний, но сегодня он — всего лишь один из таких источников: невозможно одному человеку знать столько, сколько знает весь интернет. Преподаватель становится не проводником знаний, а инструментом их выбора: ему надо научить своих учеников искать и анализировать эту информацию».

В этом направлении и надо развиваться российской системе высшего и среднего профессионального образования, чтобы достичь целей, поставленных в программе «Цифровая экономика». Среди них есть и такая: к 2024 г. количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих ИТ компетенциями на среднемировом уровне, должно составлять 800 тыс. человек в год.

«Достичь заявленного показателя можно прежде всего за счет популяризации ИТ-специальностей, — считает Маргарита Зобнина. — Но нужно понимать, что это даст отложенный эффект, поскольку затронет только тех, кто придет обучаться ИТ-специальностям через год-два-три, а недостаток специалистов ощущается уже сейчас и очень остро. С этим можно работать, организуя систему дополнительного офф- и онлайн-образования. Причем это даст не только экономический, но и существенный социальный эффект, потому что, скажем, для инвалидов или детей-сирот это прекрасный шанс встроиться в цифровую экономику. Но сейчас, к сожалению, большинство курсов в этой сфере не доступны для этих социальных групп, поскольку ориентированы на не имеющих проблем с социализацией жителей крупных городов».

До сих пор представление об ИТ-специальностях зиждилось на получении исключительно высшего образования в этой сфере, но программа «Цифровая экономика» однозначно ставит задачу распространения системы образования в этой сфере на систему среднего профессионального образования. А она, как считает Маргарита Зобнина, обладает гораздо большей гибкостью, чтобы быстрее откликнутся на эти требования.

«Система среднего профессионального образования в цифровую эпоху совершенно точно должна быть модульной, - поясняет эксперт. - Человек выбирает себе курсы на ближайший год. Причем он может проходить модули с людьми других курсов или годов обучения, что повышает рентабельность образовательного учреждения. Можно открывать эти курсы для внешней аудитории, что даст возможность СПО заработать, и для внешних аудиторий возможность получить те навыки и знания, которые им необходимы».

В этих условиях одним из ключевых становится вопрос подготовки преподавательских кадров, которые смогут развивать у студентов вузов и колледжей востребованные в цифровую эпоху компетенции.

«Преподаватели часто рассказывают, что они начали интересоваться ИТ и интернет-предпринимательством потому, что к ним приходили студенты и спрашивали, как им развивать свой бизнес, — рассказывает Маргарита Зобнина. — Современные студенты, пожалуй, гораздо активнее в интернет-предпринимательстве, чем некогда были их нынешние преподаватели. И это дает нашей системе образования уникальный шанс на качественный рывок, потому что, если человек начинает бизнес во время учебы, он гораздо больше заинтересован в новых знаниях и такое образование не только гораздо интереснее, но и эффективнее».

На этом подходе и построен курс обучения интернет-предпринимательству для системы среднего профессионального образования, разработанный при непосредственном участии Маргариты Зобниной:

«Он заключается в том, что студент при поддержке преподавателя создает свой реальный интернет-бизнес, который он развивает на основе получаемых знаний, немедленно обучаясь применять их на практике. В отличие от вузовского курса, в курсе для СПО нет, например, обучения финансовой модели, поскольку она требует серьезного экономического образования. Вместо этого учащиеся получают с одной стороны упрощенную, а с другой стороны, необходимую информацию о финансовой части проекта».

Примечательно, что опыт распространения вузовской программы интернет-предпринимательства на систему среднего профессионального образования можно рассматривать как рабочую модель построения единой системы ИТ-образования, о которой идет речь в программе «Цифровая экономика». «Принципы курса и методология одна и та же, преподаватели и для вузов, и для среднего профессионального образования готовятся вместе, потому что нередко преподаватели вузов работают в колледже или школе. И сама такая идея родилась как раз из прямых запросов обучавшихся у нас преподавателей», — отмечает Маргарита Зобнина.

Эту позицию полностью поддерживает и руководитель Центра мониторинга НТР Анна Заборенко: «На национальном уровне сегодня в области ИТ-образования и подготовки кадров для цифровой экономики есть большое количество различных отдельных инициатив, очень разрозненных неоднородных по качеству. Но системного подхода к развитию этой сферы нет: каждый подходит к нему, решая свою отдельную задачу. Пока это будет так, цифровую экономику мы не создадим. Поэтому имеет смысл объединить все ныне существующие инициативы или как минимум в постоянном режиме анализировать их и поддерживать. Развитие ИТ-образования должно держаться не на отдельных энтузиастах, а опираться на серьезную, постоянно работающую систему, ориентированную на перспективу».

Источник: http://onf.ru



20.06.2017

Революция в образовании будет мирной

В рамках Петербургского международного экономического форума группа ЧТПЗ, Министерство образования и науки Российской Федерации и Агентство стратегических инициатив (АСИ) заключили соглашение о сотрудничестве, направленное на продвижение практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки рабочих кадров (на фото: гендиректор АСИ Светлана Чупшева, глава Минобрнауки России Ольга Васильева и председатель совета директоров ПАО "Челябинский трубопрокатный завод" Андрей Комаров)

С 1 по 3 июня в Санкт-Петербурге состоялся очередной, XXI Международный экономический форум. В мероприятиях форума приняла участие министр образования и науки России Ольга Васильева.

В своем выступлении на панельной сессии "Революция в образовании: готовы ли мы?" Ольга Васильева рассказала о важности новых подходов и стратегий в современной образовательной среде. Она отметила, что "революция", о которой говорили участники дискуссии, действительно неизбежна, но пройдет она мирным путем. Министр подчеркнула, что цифровые технологии "не заменили голову" учащимся, и привела в пример десятиклассников Лаборатории непрерывного математического образования, недавно отмеченных премиями прошедшего в Лос-Анджелесе Всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений учащихся Intel ISEF (см. материал на стр. 8). Министр также напомнила о победе команды Университета ИТМО на Международной студенческой олимпиаде по программированию (ACM-ICPC) в США. Присутствующие поздравили победителей аплодисментами.

При этом, как признала Ольга Васильева, в плане новых технологий "мы приотстали здорово и теперь необходимо нагонять упущенное". "Мы должны дать учителю те технологии, которые он может взять, которые позволяют ему быть наставником для своих учеников, которые в этой "цифре" уже рождены",— считает Ольга Васильева. Министр выразила уверенность, что учителя и преподаватели вузов смогут встроиться в новые реалии, переломное влияние которых на систему образования она сравнила с изобретением книгопечатания Гутенбергом. "Не будет никакого дискомфорта, отторжения учителя от новых технологий быть не должно",— сказала она.

Министр отметила и особое значение фундаментальной науки. "Фундаментальная наука — это основа всех основ. И мы должны ее лелеять, пестовать и холить",— подчеркнула Ольга Васильева.

Также на панельной сессии речь шла о взаимодействии государства и бизнеса. Глава Минобрнауки России сообщила о необходимости перехода на оформление правовых основ государственно-частного партнерства. "У нас большая разбалансированность в управлении образованием между регионами и муниципалитетами, и финансирование очень сложное, и задачи эти должны решаться",— заявила Ольга Васильева.

Источник: Коммерсант.ru



26.05.2017

Российские студенты победили на чемпионате мира по программированию

Российские студенты победили на чемпионате мира по программированию

Представители Санкт-Петербургского университета информтехнологий, механики и оптики стали чемпионами седьмой раз

Команда программистов из Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) выиграли кубок студенческого чемпионата мира по программированию, финал которого прошел в США. В олимпиаде ICPC (International Collegiate Programming Contest) приняли участие 46 тыс. человек из 103 стран. Студенты ИТМО стали чемпионами мира седьмой раз, побив собственный рекорд по количеству побед.

О победе российских студентов в чемпионате сообщили накануне организаторы соревнований в соцсетях. Студенты факультета информационных технологий и компьютерного программирования ИТМО Иван Белоногов, Владимир Смыкалов и Илья Збань решили 10 из 12 предложенных задач. Они получили золотые медали и денежный приз — $15 тыс. «Каждый год жюри составляет совершенно новый набор задач, чтобы никто из участников не получил преимущества из-за того, что раньше видел такое задание,— рассказал “Ъ” участник команды, студент факультета информационных технологий и компьютерного программирования Илья Збань.— Но формат заданий из года в год остается примерно одинаковым, и команды могут подготовиться, изучая соревнования прошлых лет. Кстати, наши региональные соревнования, можно сказать, опережают по уровню международные, потому что у нас в регионе предлагаются более разнообразные задачи».

На втором месте оказалась команда Варшавского университета, на третьем — студенты из Сеульского национального университета. Медали получили команды, занявшие первые 12 мест, из них 4 — российские. Россию на соревновании представляли 13 команд: из Санкт-Петербурга (3 команды), Москвы (3 команды), Новосибирска, Саратова, Томска, Екатеринбурга, Самары, Перми и Петрозаводска. Четвертое место заняла команда из Санкт-Петербургского госуниверситета, пятое — из МФТИ, последними из российских команд оказались студенты из Самары (85-е место).

Финал конкурса, который считается последние 30 лет наиболее престижным соревнованием для молодых программистов, длился пять часов. У каждой команды, состоявшей из трех человек, был один компьютер, чтобы участники проявили не только умение программировать, но и навыки командной работы. По словам студентов ИТМО, раньше на соревнованиях была популярна стратегия разделять в команде функции «математика», который решает задачи, «кодера», который пишет решения на компьютере, и «тестера», проверяющего правильность решения. «Как показала практика, такая стратегия не оправдала себя,— рассказали победители.— Сейчас в основном команды состоят из трех сильных “универсалов”, каждый из которых в состоянии выполнять все предыдущие роли».

Источник: Коммерсант.ru



24.04.2017

Эксперт: ведущие колледжи сегодня не уступают профильным вузам

Система среднего профессионального образования (СПО) за последние пять лет претерпела серьезные структурные изменения, однако не утратила способности реагировать на вызовы времени и готовить квалифицированные кадры для современной экономики. Какой стала система СПО сегодня? Какие специальности пользуются наибольшим спросом со стороны абитуриентов и работодателей? Об этом корреспонденту "Социального навигатора" рассказал директор Центра развития профессионального образования Московского государственного машиностроительного университета Алексей Овчинников.

- Алексей Юрьевич, что изменилось в последние годы в сфере среднего профессионального образования?

— Один из важных результатов за последние пять лет — это своеобразный "аудит" всей системы СПО. На национальном уровне проводятся исследования, которые позволили власти и работодателям оценить реальное состояние дел в профтехе. До этого часть экспертов считала, что система СПО сильно разрушена и не способна готовить высококвалифицированных специалистов. На деле все оказалось гораздо оптимистичнее, система в рабочем состоянии, а по ряду специальностей ее выпускники котируются на рынке труда даже выше чем выпускники университетов.

Необходимо отметить, что среди общественных исследований безусловным лидером этой работы стало исследование, подготовленное в рамках проекта "Социальный навигатор". Минобрнауки России в прошлом году также запустило полноценный мониторинг СПО по всем регионам, и сейчас на сайте министерства можно увидеть информацию как в целом по субъектам РФ, так и фактически по каждому колледжу.

Проведенные исследования показали, с одной стороны, что общее количество организаций, реализующих программы СПО за последние годы сократилось примерно на четверть, с 5053 до 3 900. При этом надо иметь в виду, что в их число входят как сами колледжи и техникумы, так и вузы (их почти 350), которые тоже реализуют программу СПО.

С другой стороны, и это важно, контрольные цифры приема за эти пять лет не сократились. То есть положения Конституции РФ и Федерального закона "Об образовании в РФ" о доступности СПО выполняются полностью, и все, кто хочет получить гарантированное ему бюджетное место для обучения в колледже, имеют такую возможность.

Также не сократилось и число преподавателей. Можно спорить об уровне их квалификации, но они есть и в достаточном количестве.

Объем финансирования СПО не сокращается, а, наоборот, увеличивается. На данный момент только региональное финансирование достигло почти 200 миллиардов рублей. А с учетом различных федеральных программы, направленных на развитие СПО, эта сумма еще больше, и это тоже важный показатель.

- То есть, можно утверждать, что система СПО находится в хорошем рабочем состоянии?

- Да, никакого упадка или кризиса, по крайней мере финансово-структурного, на данный момент не видно.

Более того, по нашей оценке, из общего списка в стране сейчас можно выделить порядка пятисот ведущих колледжей, которые показывают очень приличные, а местами даже выдающиеся результаты в прикладной подготовке учащихся, и в этом отношении, по мнению работодателей, практически не уступают профильным вузам.

К примеру, большинство работодателей в IT-отрасли говорят, что специалисты по информационным технологиям после обучения во многих колледжах обладают не меньшей квалификацией, чем бакалавры, выпускники вузов. Это и неудивительно, потому что и сроки обучения, и программы подготовки во многом совпадают.

И неслучайно подавляющее большинство и участников, и победителей соревнований по рабочим специальностям "Ворлдскиллс Россия – Молодые профессионалы" – студенты колледжей.

- Как, в целом, работодатели оценивают качество подготовки выпускников СПО?

— Российский рынок труда устроен весьма специфично. Так на нем можно выделить пять типов работодателей, и у каждого из них свой набор требований.

Первая большая группа работодателей — это государство и бюджетный сектор; вторая — крупные государственные и частные корпорации, такие как Газпром, РЖД или Росатом, а также ведущие зарубежные компании; третья – местные власти и крупная региональная промышленность; четвертая — малый и средний бизнес, а также большая часть сервисных отраслей и пятая — родители и домохозяйства.

Поэтому, когда мы говорим о замечаниях со стороны работодателей, то я бы каждый раз пытался понять, о каком конкретно работодателе идет речь. Например, Сбербанк России видит серьезную проблему в том, что выпускники колледжей обладают недостаточной клиентоориентированностью, способностью следовать корпоративным ценностям или быстро решать нестандартные проблемы клиентов.

А, например, те предприятия, которые активно закупают новые станки, жалуются на нехватку работников высокой квалификации, которым можно доверить дорогостоящее оборудование. То есть, у каждой группы работодателей свой набор требований к системе СПО.

При этом, кстати, со стороны родителей в отношении системы СПО претензий меньше, чем в отношении системы высшего образования. Общаясь с родителями студентов колледжей, мы получаем заметно меньше критики.

- Какие специальности пользуются сегодня наибольшей востребованностью?

— Данные по приему на обучение в СПО показывают, что в большинстве регионов в число пяти наиболее популярных специальностей входят повар, автомеханик, сварщик, медсестра, педагог начальных классов или дошкольного образования. За ними традиционно следуют юристы, экономисты, программисты, парикмахеры. Заметных изменений среди набора популярных специальностей за последние пять лет мы не наблюдаем.

Хотя, конечно, в разных регионах существует своя специфика. Например, на Ставрополье в числе лидеров – специальности, связанные с сельским хозяйством. В регионах, где идет активное строительство – в Москве, Московской и Ленинградской областях, в первую десятку попадают строительные специальности.

- На какие специальности Вы бы посоветовали абитуриентам обратить внимание при выборе колледжа?

— Это зависит от того, какую образовательную траекторию и карьеру планируют молодой человек и его родители. Если юноша нацелен на быстрый выход на рынок труда и заработок, то он как правило, выбирает рабочую специальность — автомеханика, сварщика, слесаря, и строительные специальности, на которые сейчас большой спрос. Выпускник с такой профессией довольно быстро найдет себе место работы. Девушки обращают внимание на профессии медсестры, воспитателя, повара.

Перспективными считаются специальности, связанные с информационными технологиями, поскольку во всех отраслях возросла доля программируемого оборудования – и в пищевой промышленности, и на транспорте, и в машиностроительном производстве.

Я бы также посоветовал обратить внимание на высокотехнологичные производства по месту жительства молодых людей, или там, где они собираются сделать карьеру.

Сейчас на предприятиях нужны операторы станков с цифровым программным управлением, фактически, это уже младшие инженеры. В авиационной отрасли есть дефицит специалистов по сборке и ремонту авиационных двигателей и систем. На предприятиях, связанных с электроникой, нужны монтажники, наладчики электронных систем и различного оборудования.

- Какие специальности СПО наиболее перспективны с точки зрения заработной платы?

— Сегодня выпускники колледжей по высокотехнологичным специальностям по уровню заработной платы не уступают специалистам с высшим образованием. Заработная плата сварщиков в регионах превышает 50 тыс. рублей в месяц, а это больше, чем у многих специалистов с высшим образованием.

При этом надо помнить, что для выпускников колледжей сохраняется возможность получения высшего образования. Мне кажется, для многих это хорошая траектория, когда подросток или молодой человек получает сначала конкретную специальность, возможно, какое-то время работает по ней, а потом уже делает осознанный выбор на получение высшего образования по этому или близкому направлению.

Источник: Риа Новости



22.03.2017

Подписано соглашение о взаимном сотрудничестве между Минобрнауки России и Российским союзом промышленников и предпринимателей

16 марта, в ходе Съезда Российского Союза промышленников подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийским объединением работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей». Документ в присутствии Президента Российской Федерации В.В. Путина, подписали глава Минобрнауки России О.Ю. Васильева и президент Российского Союза промышленников А.Н. Шохин.

Соглашение нацелено на сотрудничество в области высшего и среднего профессионального образования. Оно призвано оптимизировать мониторинг и прогноз потребностей экономики в квалифицированных кадрах и содействовать популяризации рабочих профессий.

«Современная система подготовки кадров и формирования прикладных квалификаций призвана обеспечивать рост человеческого капитала, необходимого для модернизации и технологического развития экономики страны. В результате взаимодействия бизнеса и образования можно добиться повышения востребованности выпускников на рынке труда, с одной стороны, и повышения кадрового потенциала предприятий за счет оптимизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников предприятия, с другой стороны», – пояснила глава Минобрнауки России.

С целью развития практической составляющей образования Минобрнауки России уже подготовлены два законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Первый обеспечивает совершенствование механизма целевого приема и целевого обучения и возможности заключения трехстороннего договора о целевом приеме и обучении между образовательной организацией, заказчиком и абитуриентом/студентом.

Цель второго законопроекта – снять излишние административные барьеры при создании базовых кафедр. Принятие нормативного акта позволит уточнить правовой статус базового подразделения, то есть станет возможным частичное осуществление образовательной деятельности, реализация отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в подразделении.

Источник: http://минобрнауки.рф



21.03.2017

Путин призвал снять барьеры, мешающие развитию рынка труда в России

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству проанализировать ситуацию на рынке труда и подготовить предложения, как повысить производительность труда и защитить права граждан на труд в условиях развития технологий.

"Нужно снять излишние барьеры, мешающие формированию рынка труда, создать дополнительные стимулы для компаний повышать производительность труда, проводить технологическое обновление и создавать новые рабочие места", — заявил Путин на Совете при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Он напомнил, что недавно на площадке РСПП обсуждали изменения на этот счет, и попросил правительство совместно с деловыми объединениями проанализировать ситуацию, разработать необходимые поправки в законодательство и в короткие сроки внести в Госдуму.

"Важно найти баланс между задачами роста производительности труда и интересами бизнеса и людей. Права граждан на труд, безусловно, должны быть защищены в условиях новой технологической революции", — добавил Путин.

"Наконец, предлагаю на федеральном уровне с участием институтов развития создать Центр компетенции. Его задачей должно стать распространение международного опыта и лучшей российской практики в сфере повышения производительности для организации труда", — сказал президент.

Речь о том, как оптимизировать производственный и бизнес процессы, мотивировать работников. Этими знаниями должны владеть и представители органов власти, в том числе на местах, и управленческий персонал предприятий, заключил он.

Источник: https://ria.ru



11.02.2017

Минобрнауки: трудоустроиться удается 65% выпускников колледжей

Почти две трети выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО) трудоустраиваются, сообщила замминистра образования и науки РФ Людмила Огородова.

"По трудоустройству выпускников показатель перевыполнен: не 50, а 65% выпускников сегодня трудоустраиваются. Средняя зарплата преподавателей-мастеров в регионах – 90% от среднего регионального значения. Число межрегиональных центров прикладных квалификаций – не 150, а 449 сегодня работают на территории РФ. Обеспеченность общежитиями составляет 87%, и в движение WorldSkills включились 84 региона. Только один регион не включился – Карелия", — рассказала Огородова на заседании думского комитета.

Она также отметила, что общий контингент обучающихся в 2016 году составил 2,85 миллиона человек. Прием на программы среднего профессионального образования увеличился: за последние три года увеличение обучающихся по этим программам составил 10 тысяч человек в год. При этом, по словам Огородовой, важно привлекать к финансированию частные предприятия.

"У нас софинансирование внебюджетное сегодня составляет только небольшую долю. И поэтому при оптимизации сети образовательных организаций на втором этапе предусмотреть решение, которые будут направлены на механизмы формирования государственно-частного партнерства, на механизмы взаимодействия и подготовки кадров на территориях крупных предприятий, госкорпораций с выделением не только площадей, но и аппаратуры", — добавила она.

Источник: https://ria.ru



10.02.2017

Проект закона о праве служить по контракту при наличии среднего профобразования получил поддержку в Госдуме

Проект закона о праве служить по контракту при наличии среднего профобразования получил поддержку в Госдуме

Думский комитет по обороне дал рекомендации нижней палате парламента принять в первом чтении правительственный проект закона, на основании которого граждане со средним профобразованием, не находящиеся в запасе, а также военнослужащие, проходящие службу по призыву, имеют право заключать контракт о прохождении военной службы.

Напомним, что в соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством поступить на военную службу по контракту, не пройдя при этом службу по призыву, имеют право только мужчины, которые не пребывают в запасе, а также военнослужащие по призыву, имеющие высшее образование.

В пояснительной записке к проекту закона говорится, что военнослужащие, имеющие среднее профессиональное образование, с учётом уже полученных знаний и умений способны в кратчайшие сроки освоить необходимые для исполнения должностных обязанностей навыки, связанные с эксплуатацией военной техники, а также сложного вооружения.

В записке к документу также отмечается, что каждый год гражданские учебные заведения выпускают примерно 500 тысяч специалистов технического профиля со средним профобразованием, и большая часть из них подлежит по окончании обучения призыву в армию. В прошлом году только в ходе весенней призывной кампании в ВС РФ были призваны свыше 32 тысяч человек.

Социальный статус таких граждан «определяет их устойчивую мотивацию» к прохождению военной службы, а уровень образования полностью соответствует большинству требований, предъявляемых к военно-учётным специальностям рядового или сержантского состава, а также прапорщиков техпрофиля.

Всё выше изложенное говорит о том, что внесение в законопроект поправок будет способствовать совершенствованию комплектования ВС РФ, спасательных воинских формирований МЧС, войск нацгвардии России, а также СВР и органов госохраны.

Источник: http://fulledu.ru



02.02.2017

Эксперты прогнозируют снижение доступности среднего профобразования

Эксперты прогнозируют снижение доступности среднего профобразования

Рост популярности среднего профобразования среди выпускников девятых классов может привести к тому, что в дальнейшем потребуется открывать как минимум 46 тысяч мест в учебных учреждениях ежегодно.

Негативная ситуация с количеством мест сложилась и в колледжах. Их число сократилось примерно на треть по сравнению со статданными 2000-х годов. Эта проблема затронула 56 субъектов РФ.

Также отмечается дефицит кадров в учебных учреждениях профобразования. Несмотря на то что пока нехватка мастеров производственного обучения не является критической, ситуация вызывает опасения. Эта проблема может стать более актуальной, если в ближайшие годы не вырастет количество учреждений среднего профобразования.

Относительно позитивная ситуация отмечается только в Воронежской области, где выросло финансирование колледжей, которые не переставали работать, а места сокращались не столь высокими темпами. В Тульской области также заметен рост финансового обеспечения колледжей и техникумов, несмотря на их существенное сокращение.

Почти не изменилось количество учебных заведений в Калининградской и Тюменской областях, но и увеличения финансирования учебных учреждений в этих регионах также не отмечается.

Особую озабоченность вызывает положение в Ульяновской и Вологодской областях, а также в Карелии. Здесь сократилось количество мест в колледжах и одновременно снизилось их финансирование. Если ситуацию не изменить, то в скором времени профобразование будет доступно не каждому.

В отличие от вузов, где количество мест рассчитывается на основе данных о численности населения, число мест в учреждениях среднего профобразования контролируется региональными властями, которые руководствуются потребностями в специалистах того или иного направления на местном уровне.

Кроме того, стоит отметить, что работодатели утверждают о существенном росте оплаты труда рабочих профессий, которая увеличивается практически каждое полугодие. Наиболее высокий рост доходов наблюдается среди механиков, строителей, наладчиков, электриков и сантехников. На сегодняшний день ежемесячная зарплата квалифицированного рабочего может достигать 100 тысяч рублей.

Источник: http://fulledu.ru



23.12.2016

ТОП 10 САМЫХ ВОСТРЕБОВАННЫХ ПРОФЕССИЙ

2016 год ознаменовался серьезными изменениями на рынке труда. Главными тенденциями текущего года является рост востребованности профессий, которые связанные с информационными технологиями, а также профессий, которые являются традиционными и нужными людям, независимо от экономической ситуации в стране. Итак, предлагаем ознакомиться с рейтингом самых востребованных профессий 2016 года.

10 место в нашем рейтинге занимает профессия парикмахера – маникюрщицы. Эта профессия продолжает быть одной из самых нужных который год подряд, так как экономить на внешнем виде россияне в наше время пока еще не научились, да и не готовы. От 30 до 45 тысяч в месяц - заработная плата специалистов данной профессии.

На 9 месте находится профессия стоматолога. Эту специальность можно также отнести к таким, которые будут востребованы всегда и везде, единственное условие на рынке труда – это опыт работы претендента на вакансию, так как эта работа требует очень специфических навыков и квалификации. Оплата труда зависит от клиники и региона, но в среднем представители данной профессии зарабатывают за месяц от 50 до 70 тысяч рублей.

8 место занимает профессия личного водителя. Здесь следует отметить не только опыт работы, но и умение совмещать еще и должность личного охранника. Впрочем, при обычном графике работы и обязанностях, личный водитель может зарабатывать от 60 тысяч рублей в месяц.

7 место рейтинга самых востребованных профессий 2016 года занимает профессия шеф-повара. На данную вакансию могут претендовать только специалисты с большим опытом работы и хорошим резюме. Оплачивается работа шеф-повара соответственно: от 70 до 120 тысяч рублей в зависимости от уровня заведения.

Профессия веб-мастера занимает среди самых нужных профессий 6 строчку вполне заслуженно, ведь даже в условиях экономического кризиса разработка и продвижение сайтов пользуются большим спросом. От 50 до 100 тысяч рублей – зарплата вебмастера.

Профессия программиста, вошедшая в ТОП 5, является одной из самых востребованных уже на протяжении последних 15 лет. В текущем году квалифицированный специалист может рассчитывать на заработную плату от 50 до 80 тысяч рублей.

На 4 месте списка самых востребованных профессий находится web-дизайнер со средней зарплатой в 50-60 тысяч рублей. Учитывая темпы развития интернет сферы, эта профессия имеет все шансы в скором времени занять первое место в нашем списке.

В тройку самых востребованных профессий 2016 года вошла профессия интернет pr – менеджера. Специфика работы вышеуказанного специалиста, заключается в ведении рекламных компаний в интернете, а также раскрутке бренда в соцсетях и интернет - СМИ. От 60 до 90 тысяч рублей зарабатывают специалисты данной профессии.

Профессия коллектора уже второй год подряд пользуется большим спросом среди работодателей, и на это существуют объективные причины, ведь кредиторская задолженность физических лиц и малого бизнеса с каждым месяцем только увеличивается. Учитывая сложность «выбивания» долгов, претенденты на вакансию коллектора могут рассчитывать на месячную зарплату 60-120 тысяч рублей.

Ну и 1 место в рейтинге самых востребованных профессий в 2016 году занимает арбитражный управляющий – высококвалифицированный специалист, который занимается вопросами банкротства предприятия. Оплата такого специалиста достаточно высокая и может начинаться от 300 тысяч рублей в месяц.

Источник: Рейтинг самых востребованных профессий 2016 года сайт bs-life.ru



08.12.2016

ГЛАВА МИНОБРНАУКИ РОССИИ РАССКАЗАЛА О ПРИОРИТЕТАХ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

8 декабря 2016 г. стартовал II Всероссийский форум «Национальная система квалификаций в России». В открытии приняла участие Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева. Она отметила, что в современных условиях стране требуются квалифицированные кадры, инженеры и рабочие, готовые выполнять задачи нового уровня. Для решения этой задачи необходимо выстроить современную систему профессионального образования.

Один из наших приоритетов – введение новых требований при государственной итоговой аттестации в абсолютно новой форме, а именно форме демонстрационного экзамена. Он даст возможность оценить результаты освоения образовательной программы в условиях, которые могут моделировать реальную производственную ситуацию», – отметила Министр.

Также она добавила, что важным направлением деятельности ведомства остается формирование требований федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования к результатам освоения образовательных программ в части профессиональных компетенций и формирование профессиональной общественной аккредитации.

«На сегодняшний день у нас 1103 программы высшего образования, из которых только 44 аккредитовано в соответствии с профессиональными стандартами», – сказала О.Ю. Васильева. Она добавила, что похожим образом ситуация обстоит и с колледжами.

«У нас 686 программ среднего профессионального образования, из которых пока только 129 разработаны в соответствии с профессиональными стандартами», – уточнила Министр.

В заключение глава Минобрнауки России призвала сохранить институт наставничества в среднем профессиональном образовании.

«Когда мы говорим о наших молодых специалистах и нашей качественно новой системе образования, я хочу подчеркнуть одну мысль. Я глубоко убеждена, что мы должны сохранить институт наставничества, у нас есть прекрасные производственные мастера, мы должны не упустить то, что у нас было, чтобы на этой базе двигаться дальше. Молодые люди, которые приходят сегодня на производство, требуют опеки, как профессиональной, так и нравственной, и воспитательной. И я очень надеюсь на наши совместные действия в этом плане», – подчеркнула Министр.

Также в рамках форума прошла ключевая сессия «Профессиональные стандарты в системе профессионального образования». В ее работе приняли участие директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М. Золотарева и директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России А.Б. Соболев. Он рассказал, что Министерство включило в примерные программы для технических вузов гуманитарные дисциплины.

«Речь идет о воспитательной компоненте, о гуманитарном знании, о важности гуманитарных предметов, в том числе для современных инженеров. Новые программы, которые сейчас есть и предполагаются для размещения в реестре, уже учитывают новую политику и новые тренды, которые в последнее время широко обсуждаются», – добавил директор Департамента.

Н.М. Золотарева, в свою очередь, рассказала о внедрении ФГОС среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям.

Источник: Минобрнауки России



04.12.2016

РФ заняла первое место в общекомандном зачете на чемпионате рабочих профессий EuroSkills

ГЕТЕБОРГ (Швеция), 4 декабря. /ТАСС/. Россия заняла первое место в общекомандном зачете по количеству очков в чемпионате рабочих профессий EuroSkills в Гетеборге. Об этом сообщил в воскресенье журналистам генеральный директор WorldSkills Россия Роберт Уразов.

Россия набрала 15 882 баллов, что обеспечило первое место сборной России в общем зачете о количеству очков», - сказал Уразов.

Всего национальная сборная WorldSkills Russia получила на чемпионате две золотых медали в номинации «Электроника» (Максим Кадников) и «Холодильная техника и кондиционирование» (Вадим Поляков). Два серебра в номинации «Графический дизайн» (Алена Кидрина) и «Мобильная робототехника» (Оскар Арсланов/Эмиль Мифтахов). Также у россиян одна бронза в номинации «Сетевое и системное администрирование» (Леонид Шмаков /Александр Горбачёв). Кроме того Россия получила 11 медалей за профессионализм.

В этом году сборная России на европейском чемпионате стала одной из самых многочисленных, в ее состав вошли 43 молодых профессионала. Все они - студенты колледжей, техникумов и училищ из 18 регионов России. Всего в соревнованиях приняли участие около 500 студентов из 30 стран Европы.

Соревнования в Гетеборге проходили по 46 компетенциям, были представлены также девять презентационных компетенций: 3D-моделирование для компьютерных игр, предпринимательство, акватроника, морские навыки, профессиональный водитель, изготовление бетонных конструкций, дизайн интерьера, кровельные работы с крутым наклоном, розничные продажи.

Национальная сборная WorldSkills Russia впервые представила команду на европейских соревнованиях в 2014 году в Лилле. Во Францию отправились 23 участника, и выступили они лишь по 15 компетенциям из 41. Уже известны страны, которые примут чемпионаты европейского первенства на площадках своих городов: в 2018 году это будет Венгрия, а еще через два года седьмой чемпионат EuroSkills примет Австрия.

По материалам ТАСС: http://tass.ru/obschestvo/3840214



01.12.2016

В.В. ПУТИН: «НАМ ПОТРЕБУЮТСЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ, ИНЖЕНЕРЫ, РАБОЧИЕ, ГОТОВЫЕ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАЧИ НОВОГО УРОВНЯ»

Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием.

Для выхода на новый уровень развития экономики, социальных отраслей нам нужны собственные передовые разработки и научные решения. Необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие, так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни. Страны, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависимом, уязвимом положении. Сквозные – это те, которые применяются во всех отраслях: это цифровые, квантовые, робототехника, нейротехнологии и так далее.

Нужно также учитывать, что в цифровых технологиях, например, кроются и риски, конечно. Необходимо укреплять защиту от киберугроз, должна быть значительно повышена устойчивость всех элементов инфраструктуры, финансовой системы, государственного управления.

Предлагаю запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики. В её реализации будем опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны.

Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова – нашего будущего. Надо провести инвентаризацию и снять все административные, правовые, любые другие барьеры, которые мешают бизнесу выходить как на существующие, так и на формирующиеся высокотехнологичные рынки; обеспечить такие проекты финансовыми ресурсами, в том числе нацелить на эти задачи работу обновлённого ВЭБа («Банка развития»).

Нам потребуются квалифицированные кадры, инженеры, рабочие, готовые выполнять задачи нового уровня. Поэтому совместно с бизнесом выстраиваем современную систему среднего профессионального образования, организуем подготовку преподавателей колледжей и техникумов на основе передовых международных стандартов.

Будем увеличивать число бюджетных мест по инженерным дисциплинам, по ИТ-специальностям, другим ключевым направлениям, которые определяют развитие экономики. В следующем году на базе ведущих вузов, в том числе региональных, будут созданы центры компетенции, они призваны обеспечить интеллектуальную, кадровую поддержку проектам, связанным с формированием новых отраслей и рынков. Источник: Послание Президента Федеральному Собранию Фото с сайта: www.kremlin.ru

Источник: Послание Президента Федеральному Собранию

Фото с сайта: www.kremlin.ru



21.11.2016

Студентам колледжей предложили выдавать компенсацию за съем жилья

Автором инициативы, касающейся стипендий учащихся профучилищ, стал первый замглавы думского комитета по образованию Олег Смолин. Он выступил за повышение размера стипендий для студентов ссузов на 60% от прожиточного минимума.

Парламентарий от КПРФ отметил, что его фракция ранее уже направила в нижнюю палату Госдумы законопроект под названием «Образование для всех», который включает целый ряд новшеств в сфере образования.

По его словам, коммунисты считают необходимым увеличить стипендии до уровня советской эпохи. На сегодняшний день стипендии в училищах не превышают 7% от прожиточного минимума.

Кроме того, О. Смолин заявил, что КПРФ выступает с инициативой поднять уровень оплаты труда мастерам производственного обучения – приравнять зарплаты этой категории педагогов к 1,5 средним зарплатам по региону или стране.

Напомним, что Минтруда РФ по итогам II квартала 2016 года увеличило прожиточный минимум до 9 956 рублей (+1,8%).

По материалам tass.ru/obschestvo/3838430

Фото с сайта : worldskills.ru/contacts/



10.10.2016

Образовательные программы колледжей приведут в соответствие с новыми профстандартами

Форум прошел в рамках подготовки и обсуждения приоритетного национального проекта «Образование» и был посвящен процессам серьезного обновления образовательных программ колледжей и техникумов, а также развитию эффективного сотрудничества с работодателями.

В 2015 году Минобрнауки России утвердило положение о федеральных учебных методических объединениях (ФУМО), которые должны обновить и актуализировать федеральные образовательные стандарты и программы для отечественных организаций среднего профессионального образования. Создано 42 таких экспертных объединения...

Учебно-методические объ­единения провели большую работу по актуализации образовательных стандартов и приведению их в соответствие с профессиональными стандартами. Уже проведена актуализация 109 образовательных стандартов, в том числе всех стандартов из перечня ТОП-50 наиболее востребованных профессий и специальностей.

Макеты новых образовательных стандартов разработаны в соответствии с профессиональными стандартами, и по сравнению с предыдущими есть принципиальные изменения. Например, были внесены изменения в формулировки востребованных рынком общих компетенций и добавлены новые, в частности, связанные с уровнем физической подготовки. По итогам участия российских команд в WorldSkills International мы увидели, что ряд профессий предусматривает особенные требования к физической форме специалиста. Это должно переноситься в содержание образовательной деятельности, - отметила Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ...

Планируется, что новые федеральные образовательные стандарты по 50 наиболее востребованным экономикой профессиям и специальностям будут утверждены Минюстом России уже в декабре 2016 года, и со следующего года российские колледжи и техникумы начнут готовить студентов уже по новым правилам. К концу 2020 года численность выпускников организаций среднего профессионального образования, получивших актуальные навыки и компетенции в соответствии с новыми стандартами, достигнет 50 тысяч человек.

Источник www.ug.ru/news/20254



21.09.2016

В Госдуме призвали увеличить стипендии студентам училищ

Автором инициативы, касающейся стипендий учащихся профучилищ, стал первый замглавы думского комитета по образованию Олег Смолин. Он выступил за повышение размера стипендий для студентов ссузов на 60% от прожиточного минимума.

Парламентарий от КПРФ отметил, что его фракция ранее уже направила в нижнюю палату Госдумы законопроект под названием «Образование для всех», который включает целый ряд новшеств в сфере образования.

По его словам, коммунисты считают необходимым увеличить стипендии до уровня советской эпохи. На сегодняшний день стипендии в училищах не превышают 7% от прожиточного минимума.

Кроме того, О. Смолин заявил, что КПРФ выступает с инициативой поднять уровень оплаты труда мастерам производственного обучения – приравнять зарплаты этой категории педагогов к 1,5 средним зарплатам по региону или стране.

Напомним, что Минтруда РФ по итогам II квартала 2016 года увеличило прожиточный минимум до 9 956 рублей (+1,8%).

Источник http://fulledu.ru/news/kolledj/



16.09.2016

Выпускники профессиональных образовательных организаций сдадут Единый экзамен

В 2017 году в России пройдёт Единый федеральный экзамен для выпускников профессиональных образовательных организаций.

По словам главы Минобрнауки РФ Ольги Васильевой, в следующем году её ведомство в сотрудничестве с российским союзом World Skills намерено организовать для выпускников организаций профобразования единый экзамен федерального уровня.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) уже находятся в разработке. В качестве площадки для подготовки учащихся может быть использован региональный чемпионат «Молодые профессионалы».

О. Васильева отметила, что подобный экзамен станет своего рода универсальным инструментом, позволяющим оценивать реализацию президентских поручений по подготовке кадров мирового уровня.

Источник http://fulledu.ru/news/kolledj/



07.09.2016

Рекомендовано при поиске работы использовать общероссийскую базу вакансий «Работа в России»

Минобрнауки России информирует о необходимости использования данных информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» при поиске работы выпускникам профессиональных образовательных организаций.

Портал «Работа в России» (http://trudvsem.ru/) является федеральной государственной информационной системой Роструда. На портале размещаются:

• актуальные сведения о вакансиях от центров занятости населения, работодателей, крупнейших коммерческих порталов по поиску и подбору работы;
• информация o потребности в квалифицированных кадрах в субъектах РФ и условиях работы в данных регионах;
• имеется возможность размещения резюме для соискателей вакансий.

База вакансий имеет удобную навигацию. На портале также размещена другая актуальная и полезная информация, в том числе рейтинг российских регионов по доступности жилья и детских садов, уровню заработной платы и цен, уровню безработицы и темпам экономического роста.



02.09.2016

Цифры по трудоустройству выпускников

В июне 2016 г. выпускниками колледжа стали 175 человек: по программам подготовки квалифицированных рабочих - 70 человек, по программам подготовки специалистов среднего звена - 105 человек.

По данным на 30 июня 2016 г. 82 выпускника уже трудоустроены на предприятиях города, Ставропольского и Краснодарского края:

Одинцова Н.Л., руководитель ССТВ



29.08.2016

ПФР проконтролирует трудоустройство выпускников колледжей на Ставрополье

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края совместно с региональным отделением Пенсионного фонда начали с 2016 года подробный мониторинг трудоустройства выпускников колледжей.

По данным министра образования, в Ставропольском крае планируется уделять большое внимание развитию системы среднего профессионального образования. В связи с этим в перспективе для повышения качества уровня подготовки рабочих кадров запланированы открытия профильных ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций, а также сертификационных площадок.

Статья о мероприятии

25.08.2016

Трудовая занятость молодежи

В краевом министерстве труда и социальной защиты прошла очередная тематическая «Социальная справочная». Ее темой стала трудовая занятость молодежи в Ставропольском крае. Специалистами министерства были даны разъяснения всем молодым людям, желающим трудоустроиться.

За истекший период 2016 года в учреждения занятости в поисках работы обратилось 539 выпускников образовательных организаций. Среди обратившихся 211 выпускников образовательных организаций высшего образования (39 %). При содействии учреждений занятости трудоустроено 204 выпускника. Организовано дополнительное профессиональное обучение для 93 выпускников.

Статья о мероприятии

22.08.2016

Невинномысск представил опыт подготовки кадров для предприятий города

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации 26 июля провело в Ставрополе совещание «О ситуации на рынке труда, разработке прогноза потребности в кадрах и снижения неформальной занятости в муниципальных образованиях Ставропольского края».

В мероприятии приняли участие заместитель председателя Правительства Ставропольского края Ирина Кувалдина, директор департамента занятости населения Минтруда и соцзащиты населения Российской Федерации Михаил Кирсанов, министр труда и соцзащиты Ставрополья Иван Ульянченко, представители министерств экономического развития, энергетики, промышленности и связи, строительства и дорожного хозяйства, сельского хозяйства и др. Среди рассмотренных вопросов – о ситуации на рынке труда и снижении неформальной занятости, разработке потребности в кадрах, в т.ч. на уровне муниципалитетов.

Среди выступающих был представитель промышленной столицы региона – заместитель главы администрации Невинномысска Татьяна Олешкевич. Она отметила, что в Невинномысске сложился действенный алгоритм, позволяющий готовить квалифицированные кадры в местных образовательных учреждениях среднего и высшего звена, причем под заказ предприятий, т.е. с гарантией трудоустройства, что позволяет молодежи получать образование и достойную работу в родном городе, а не уезжать из него. Также интересным оказался для участников совещания опыт предприятий Невинномысска, создавших собственную систему ранней профориентации, а затем обучения, в т.ч. на базе действующих производств.

Статья о мероприятии